Что такое клиентский опыт?
Давайте сразу договоримся, что клиентский опыт — это эмоция. Эмоция, которую запоминает клиент и которая возникает в момент, когда его ожидания встречаются с реальностью вашего бизнеса.
Запомнившаяся эмоция определит отношение клиента к вашему продукту, бизнесу, людям.
Лучше всего разобраться с этой темой поможет книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Автор на антропологическом уровне подробно объясняет, как человек пользуется эмоциями и почему природа так позаботилась о нас, что мы сначала чувствуем, а потом думаем, осознаем.
Весь наш опыт — это набор фактов, которые мы запомнили благодаря испытанным в тот момент эмоциям. Если эмоция была , то опыт положительный, а если , то и опыт соответствующий. Так череда событий формирует нашу индивидуальность, уникальный для каждого опыт, представление о том, что хорошо, что плохо. Влияет на образ желаемого результата и наши ожидания от будущего. Зафиксировали.
Давайте еще раз вернемся к определению клиентского опыта:
«…эмоция клиента в момент, когда его ожидания встречаются с реальностью».
Что такое ожидание? Ожидание — это способность человека предвосхищать будущие события. Мне очень понравилось определение, которое дала восьмилетняя дочка моего друга, когда я ее спросил, что такое ожидания.
«Ожидания — это то, что ты хочешь и ждешь!» — ответила она, широко улыбнувшись в свои неполные тридцать два зуба.
Зафиксировали.
У каждого клиента есть набор уникальных ожиданий, с которыми сталкивается бизнес в точке контакта.
Как мы это слышим:
«У вас есть детское меню?»
«Мы можем получить просчет по запросу в течение двух дней?»
«Мне было бы удобнее встретиться лично».
За каждым подобным ожиданием стоит опыт человека и сформированные им индивидуальные убеждения. Их знание — это ОСНОВА крутого клиентского сервиса.
✏️Задание 1
1. Выпишите основные ожидания клиентов от вашего продукта/сервиса.
2. Выберите трех хорошо известных вам клиентов и выпишите их индивидуальные ожидания. Какие у них есть особенности, знание которых помогает вам в работе?
В работе с ожиданиями клиентов можно добиться всего трех результатов:
не оправдать;
оправдать;
превзойти.
Давайте посмотрим на каждый в разрезе эмоций клиента и финального клиентского опыта.
Не оправдать
Если ожидания клиента не оправдываются, то он испытывает негативную эмоцию: разочарование, досаду, злость, раздражение и т. д.
Мы называем ее f**k-эмоцией. ?
Мысли клиента: «Я хочу уйти», «Я хочу поделиться» (выложить в соцсети, написать отзыв, рассказать друзьям, партнерам).
Такой опыт клиента в условиях высокой конкуренции всегда будет приводить к оттоку клиентской базы. Клиент уходит и становится «прокурором» для бизнеса.
Оправдать
Если ожидания клиента оправдались, он получил то, что хотел, и на уровне обслуживания, и на уровне продукта, то его эмоция нейтральна.
Мы называем ее OK-эмоцией. ?
Мысли клиента: «Все ОК», «Я этого и ожидал».
Такой опыт трудно оценить, клиент его не запоминает. Мы называем такой сервис «дайте — нате». Если клиент найдет похожий продукт в более удобном или менее дорогом месте, он легко сделает выбор в его пользу, а значит, не вернется. И вы никогда не узнаете почему. ОК-эмоция не запоминается.
Превзойти
Если ожидания клиента превзойдены, он удивлен персональным подходом, вниманием, заботой, подобранным решением, то его эмоция резко положительная.
Мы называем ее WOW-эмоцией. ?
Мысли клиента: «Я хочу вернуться, я хочу поделиться» (выложить в соцсети, написать отзыв, рассказать друзьям, партнерам).
Клиент становится адвокатом и новым продавцом вашего продукта/услуги.
Как делать WOW? ?
Вспомните задание из первой части поста. Вы выписали две группы ожиданий — ожидания клиентов от продукта/услуги и индивидуальные ожидания конкретных людей. Первая группа вам пригодится для маркетинга, а вот для сервиса отношений — едва ли.
Превзойти ожидания клиента можно только тогда, когда вы их знаете. Конкретные. В каждом случае. Это достижимо только при индивидуальном подходе. Все остальное — лотерея.
✏️Задание 2
Сейчас возьмите результаты первого задания и напишите, что вы можете сделать, чтобы превзойти ожидания этих трех клиентов.
Получилось?
WOW?
Почему результаты первой части предыдущего задания не подходят для этого упражнения?