Эмоциональный интеллект: упражнения для развития EQ
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность осознавать свои эмоции, управлять ими и эффективно взаимодействовать с окружающими.
Могут ли эмоции помогать бизнесу?
Однозначно могут!
Ситуация
Коллега, на которого вы рассчитывали, на собрании не поддержал вашу идею, и вы чувствуете разочарование и обиду. Причина — чувство недооцененности и страх быть отвергнутым коллективом. Эмоции мешают взглянуть на ситуацию объективно: возможно, коллега просто не разобрался в вашем предложении.
Как справиться с этим и избежать стресса? Все решает ваш уровень эмоционального интеллекта.
Мы подготовили упражнения, чтобы развить EQ и улучшить взаимодействие с коллегами и клиентами.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои эмоции и управлять ими. Человек с высоким EQ:
- осознает свои эмоции;
- умеет управлять ими в стрессовых ситуациях;
- выстраивает доверительные отношения с окружающими.
На работе эмоциональный интеллект помогает решать конфликты, мотивировать команду и вести переговоры.
Исследования John D. Mayer об эмоциональном интеллекте доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.
Например, Google в 2007 году разработала тренинг по развитию эмоционального интеллекта Search Inside Yourself. Он помогает лидерам развивать EQ и направлен на улучшение командного взаимодействия, усиление лидерских навыков и управление эмоциями. Программа стала эталоном в области корпоративного благополучия и проводится уже по всему миру и в разных компаниях. Тренинг настолько популярен в Google, что время ожидания свободного места составляет от 3 месяцев.
Зачем развивать EQ?
Развитие EQ особенно важно для руководителей, HR-специалистов и всех, кто работает с людьми. Основные преимущества:
- укрепление доверия в команде;
- снижение стресса и выгорания;
- повышение качества коммуникации;
- рост эффективности работы.
Развитие межличностных навыков особенно важно для эффективной коммуникации в команде.
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект, рассказываем в статье нашего эксперта.
Упражнения для развития EQ: пошаговая инструкция
1. Принять и понять. Упражнения на осознание эмоций
«Дневник эмоций»
- В течение дня записывайте свои эмоции в заметки или журнал. Укажите ситуацию, эмоцию и причину.
- Завершите запись, задав себе вопрос: как это чувство повлияло на мои действия?
Польза
Упражнение учит распознавать эмоции и их триггеры, а также предотвращать автоматические негативные реакции.
Пример
Ситуация: Коллега забыл о дедлайне.
Эмоция: Раздражение.
Причина: Страх, что не сдадим проект вовремя.
Вывод: Злость не помогла, лучше было обсудить решение проблемы.
«Найти и запомнить»
- В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
- На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
- По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.
Польза
Упражнение учит распознавать эмоции и видеть закономерности в изменении настроения.
2. Принять и правильно направить. Упражнения для управления эмоциями
«Пауза в три секунды»
- Если чувствуете, что эмоции начинают контролировать вас, сделайте паузу на три секунды.
- Вдохните, выдохните, проговорите свою эмоцию про себя.
- Подумайте, какой реакцией вы хотите достичь желаемого результата.
Польза
Развивает способность «задерживать» импульсивные реакции и действовать осознанно.
«Заземление»
- Когда паникуете или тревожитесь, смотрите вокруг. Пытайтесь назвать пять вещей, которые вы видите, три звука, которые вы слышите, и два запаха, которые чувствуете.
Польза
Развивает способность перенаправить свое внимание с чувств на физическое, осязаемое и телесное.
3. Понять и простить. Практики для повышения эмпатии
«Зеркало эмоций»
- Выберите человека, с которым вам трудно общаться.
- В следующий раз попробуйте понять, что он чувствует, и проговорите это про себя.
- Сравните свои предположения с реальной реакцией человека.
Польза
Развивает способность понимать чужие эмоции, повышает эмпатию и улучшает отношения.
Пример
Ваш коллега выглядит раздраженным. Попробуйте назвать про себя его эмоции и предположить, что могло их вызвать. В разговоре в течение дня поинтересуйтесь, как дела у коллеги, и проверьте свои предположения.
«Активное слушание»
- Во время разговора с клиентом, партнером или сотрудником старайтесь полностью сфокусироваться на собеседнике. Отложите телефон, смотрите человеку в глаза, кивайте. Дайте ему возможность высказаться, не спешите с советами.
Польза
Помогает уловить не только смысл слов, но и стоящие за ними эмоции. Как результат: искреннее внимание и неподдельный интерес к чужой точке зрения — основа доверия и взаимопонимания в любых отношениях.
Как внедрить развитие EQ сотрудников в бизнес-процессы?
Ключ в регулярности и практике. Важно не просто выполнять упражнения, но и получать профессиональную обратную связь. Только так навыки станут частью вашего стиля общения, а результаты — видимыми.
Пройдя «Школу Эмоционального Интеллекта» от BTG Consult, ваши сотрудники наладят коммуникацию и взаимодействие как внутри компании, так и с клиентами, научатся управлять эмоциями и предотвращать конфликты в команде, напрямую влияя на бизнес-результаты. А без таких навыков стресс и непонимание могут привести к выгоранию. Узнайте больше о выгорании и о том, как с ним бороться, в статье нашего эксперта Ахметгаряевой Илоны.
Вы должны быть со своими эмоциями заодно, потому что тело всегда следует за разумом.
Брюс Ли