← Вернуться назад

Личностные особенности и компетенции…

Команда BTG Consult — профессионалы, которые постоянно повышают свою экспертизу и квалификацию. Наш приглашенный партнер Анастасия Алексеева защитила магистерскую диссертацию в рамках образовательной программы «Психология в бизнесе» Высшей Школы Экономики. Тема: «Представления об актуальных управленческих компетенциях руководителей коммерческих организаций в современной России». Работа вошла в ТОП-3 лучших и получила высший балл.

Об исследовании

Работа посвящена личностным особенностям и компетенциям руководителей коммерческих организаций в РФ. Исследование в соавторстве провели Анастасия Алексеева — бизнес-психолог, организационный HR-консультант, и ее коллега Виктор Гунин — консультант по организационному управлению.

В цифрах

О гипотезах

Анастасия и Виктор предположили следующее:

Что подтвердилось

Действительно, на первом месте рейтинга вызовов — кадровый дефицит, который почувствовали все компании. Это связано как с привлечением кадров, так и с их удержанием. Работодателю нужно придумывать способы для того, чтобы люди хотели оставаться работать и были успешными, так как после пандемии сотрудники привыкли к условиям удаленки, почувствовали вкус к определенному образу жизни. Теперь, чтобы прийти к возможности решения сверхзадач, привычных формальных рычагов взаимодействия с сотрудником недостаточно.

Второй момент — выживаемость бизнеса. Не секрет, что санкции сделали свое дело. Бизнесу пришлось перестроиться, с изменениями пришло жесткое госрегулирование, и основная тенденция для большого бизнеса сейчас — монополизировать рынок и укрупняться. Компании-гиганты демпингуют рынок, а соревноваться с ними малому и среднему предпринимательству очень тяжело, потому что тогда они ничего не заработают и не смогут продавать свои услуги и товар ниже определенной стоимости.

При поиске решений для современного российского бизнеса выделяются два основных аспекта: сильная корпоративная культура и личность руководителя.

Исследования подтверждают, что есть корреляция между тем, насколько хорошо выстроена связь руководителя с подчиненными, и лояльностью сотрудников. Если руководитель энергичен, показывает пример своей работой, отношением и открыто коммуницирует, то и сотрудники более мотивированы работать эффективно, быть проактивными.

Авторитарное управление уже не работает, поэтому, чтобы держаться на плаву, среднему и малому бизнесу нужно либо нишеваться, либо расти с точки зрения качества предоставляемого товара и услуг. При этом мы понимаем, что повышение качества всегда ведет к удорожанию.

Как владельцы бизнесов справляются с ситуацией

Основная часть руководителей выбирает непрерывное, постоянное обучение. Для нашей компании — BTG Consult — это подтверждение востребованности.

Чем выше позиция людей в компании (топ-менеджер, собственник, владелец бизнеса), тем чаще они обучаются. В среднем цикл обучения составляет около 3 лет, и он постоянно обновляется. То есть руководитель получает новые знания и навыки постоянно. На мидл и линейных позициях обучение происходит реже.

Чему же хотят учиться руководители и собственники бизнеса?

Самая востребованная компетенция — стратегическое мышление (87,5% собственников бизнеса, 81,8% топ-менеджеров). По результатам исследования, этот показатель актуален для менеджеров всех уровней.

На втором месте (67,5% собственников бизнеса и 77,3% топ-менеджеров) — управление командой. Навык, который также представляет интерес для 57% линейных руководителей.

Третье место среди потребностей к обучению занимает умение принимать решения в условиях неопределенности (72,5% собственников бизнеса). Этот навык отмечают от 57 до 60% менеджеров топ, мидл и линейного уровней.

Интересно отметить второй пункт — работу с командой. По результатам исследования наибольшую заинтересованность здесь проявляют топ-менеджмент и собственники бизнеса. Это свидетельствует о том, что топы мыслят более масштабно. Они понимают, что важно, а что нет в достижении результата. Для линейных менеджеров более актуальным оказался вопрос влияния и коммуникации с командой.

Наименее востребованные компетенции

Навыки, которые выбирали реже других, — управление собственными эмоциями и эмоциями команды. Отчасти это говорит о том, что сейчас руководители не особо задумываются о своем эмоциональном состоянии, хотя это очень важная составляющая управления бизнесом. Тем не менее, фраза «держи ноги в тепле, а голову в холоде» не теряет актуальности, однако на первый план сейчас выступают проблемы стратегического порядка.

Как эти выводы работают для сферы образования и в частности для BTG Consult: благодаря такому исследованию мы учитываем специфику запроса клиентов на обучающие продукты. Адаптируем «Школу менеджмента» и «Школу эмоционального интеллекта» для руководителей любого уровня с перспективой расширить сферу их интересов и показать, насколько связаны эти компетенции.

Портрет современного руководителя в России — это, скорее, профиль прагматика, нацеленного на удовлетворение своих потребностей и достижение собственного благополучия в большей степени и на создание благ для окружающих — в меньшей. Здесь хорошо заметен парадокс: мы помним о дефиците кадров и острой потребности их удержать, но при этом выходит, что ценностные ориентиры руководителей не направлены на заботу о людях. Получается, что понимание проблемы есть, однако способы, которыми можно ее решить, выбраны ошибочно — должны быть другие.

Что можно порекомендовать

Расширять картину мира для руководителей, разъяснять связи между построением здоровых отношений и коммуникации и лояльностью сотрудника, возможностью его удержать.

Работать с наращиванием управленческих и лидерских компетенций, стремление к гибкости и поиску новых способов мотивации сотрудников — задачи, которые BTG Consult помогает решать вашим руководителям и в конечном итоге — вашему бизнесу.

← Вернуться назад