← Вернуться назад

Топ-5 ошибок в проектировании электронных курсов

Ольга Степанова

Специалист по разработке
учебных решений BTG Consult

Вы создали курс, но он не нравится пользователям. Почему? Пять ошибок, которые мешают пользователям: от визуального шума до сложных механик. Разбираемся, как превратить курс в удобный, понятный и дружелюбный для пользователей.

Красиво, но…

Создание онлайн-курсов — задача, в которой важно не только содержание, но и форма. Красивый интерфейс может привлечь внимание, но это еще не значит, что курс будет удобен и эффективен. Разработчики нередко совершают ошибки, которые мешают обучению: чересчур сложные механики, визуальный шум, неадаптированность под устройства… Ниже разбираем пять самых частых промахов в проектировании курсов и советы, как их избежать.

Те самые ошибки

1. Нет единообразия в оформлении

Стремитесь к единообразию в оформлении курсов. Если вы определили, что карусели в вашем курсе будут выглядеть «вот так», то на протяжении всего курса они «вот так» и должны выглядеть. Если это еще привяжется к контексту использования, то у пользователя сформируется шаблон, который поможет ему проходить ваш курс без лишних «спотыканий».

Если вы используете цветовые выделения для акцентов или специальные иконки для обозначения важных понятий — они должны оставаться идентичными на протяжении всего курса. Даже такие элементы, как форматирование текста (шрифты, отступы, интерлиньяж), должны быть унифицированы, чтобы поддерживать визуальную гармонию.

Пример использования в одном курсе 3 стилей иконок: плоских с цветом, 3D и просто контурных. Лучше выбирать что-то одно.

Единообразие в подаче материала помогает создать предсказуемую обучающую среду, что способствует эффективному изучению и позволяет пользователям сосредоточиться на содержании, а не на оформлении.

2. Слишком сложные механики и/или навигация

Избегайте сложных структур. Вложенные списки внутри самих списков и неочевидная навигация могут затруднить изучение курса. Если вы понимаете, что интерфейс будет непривычен пользователю, — предусмотрите подсказки или мини-обучение (как в мобильных приложениях).

Иногда лучше выбирать простые решения, которые облегчают понимание и использование курса, чем усложнять его без необходимости. Если вы, конечно, не хотите, чтобы ваш пользователь страдал.

3. Не учли «отклонения по маршруту»

Важно помнить, что ваше предположение о том, «как нужно» проходить курс, может не совпадать с реальным поведением пользователей. 

Например, если вы думаете, что пользователь начнет с теории, а затем перейдет к практике, он может сначала захотеть ознакомиться с практическими заданиями или исследовать дополнительные материалы. В первичном сценарии могут быть не учтены такие отклонения, что приведет к путанице и сложностям в навигации.

Чтобы избежать этого, на этапе разработки полезно тестировать курс как в идеальном, так и в «свободном» вариантах прохождения. Например, попытайтесь пройти курс с середины или специально воспользуйтесь навигацией нестандартным образом.

Так вы сможете выявить логические разрывы и обеспечить гибкую навигацию. Кроме того, такой подход помогает найти и устранить баги, проверить кликабельность всех элементов и предусмотреть возможные отклонения в поведении пользователей, улучшая их общий опыт работы с курсом.

4. Не учли принципы считывания информации

При разработке образовательных курсов важно учитывать различные психологические и эргономические принципы для лучшего восприятия и усвоения материала. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Принцип близости

Элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные или принадлежащие одной группе. Это можно использовать для:

  • группировки связанных текстов и изображений для улучшения их восприятия;
  • размещения элементов интерфейса, которые относятся к одной функции, рядом друг с другом для упрощения навигации (например, кнопки «Вперед» и «Назад» при навигации по урокам).

Правило внутреннего и внешнего

Элементы, которые визуально или логически объединены (внутренне), должны быть отделены от несвязанных элементов (внешне). Это можно применять следующим образом:

  • панель инструментов или меню должны быть визуально отделены от самого контента курса, чтобы не путать пользователей;
  • секции с дополнительной информацией, например полезные ссылки или подсказки, можно визуально выделять, чтобы они не смешивались с основным содержанием.

Закон Фиттса

Он описывает, как затраты времени на перемещение к цели (например, клик мышью по кнопке) зависят от расстояния до цели и ее размера. В разработке курсов можно применять этот принцип так:

  • важные и часто используемые элементы интерфейса, такие как кнопка «Начать курс» или «Ответить», должны быть достаточно крупными и находиться в легкодоступных местах экрана, чтобы облегчить взаимодействие;
  • избегайте размещения мелких интерактивных элементов в углах экрана или на значительных расстояниях от основных зон активности пользователя.

5. Не учли открытие с разных устройств

Важно понимать, с каких устройств будут проходить курс пользователи. Если большинство будут использовать планшеты, например, оптимизируйте курс под размер экрана планшета (если вы работаете в Articulate Storyline).

Альтернативно, вы можете создать несколько версий курса для разных устройств в Articulate Storyline и подгружать нужную версию в зависимости от того, с какого устройства зашел пользователь. Но это увеличит сроки и стоимость разработки.

Можно принять компромиссное решение и использовать «среднее по больнице» — выбрать средний размер экрана, избегать слишком мелких элементов и выбирать оптимальные размеры шрифта и кнопок, которые будут легко читаться и нажиматься как на телефоне, так и на большом экране компьютера.

Однако, если нужно, чтобы курс прошли даже с бабушкиного телефона — отдавайте предпочтение лонгридам. Они изначально обладают встроенной адаптивностью, которая позволяет контенту автоматически подстраиваться под размеры экрана, будь то смартфон, планшет или компьютер. Только в случае с Articulate Rise учитывайте области обрезки под мобильные устройства у полноэкранных изображений.

Что дальше

Если вы хотите, чтобы ваши курсы действительно помогали учиться, а не путали и раздражали, стоит начать с малого — устранить эти пять ошибок.

Подходите к проектированию как к созданию удобной среды, где все работает на главную цель — обучение.

А если нужна экспертиза со стороны — мы в BTG Consult всегда рядом, подскажем и поможем 😉