Топ-5 ошибок в проектировании электронных курсов

Автор статьи:

Ольга Степанова
Специалист по разработке
учебных решений BTG Consult
Вы создали курс, но он не нравится пользователям. Почему? Пять ошибок, которые мешают пользователям: от визуального шума до сложных механик. Разбираемся, как превратить курс в удобный, понятный и дружелюбный для пользователей.
Содержание:
Красиво, но…
Создание онлайн-курсов — задача, в которой важно не только содержание, но и форма. Красивый интерфейс может привлечь внимание, но это еще не значит, что курс будет удобен и эффективен. Разработчики нередко совершают ошибки, которые мешают обучению: чересчур сложные механики, визуальный шум, неадаптированность под устройства… Ниже разбираем пять самых частых промахов в проектировании курсов и советы, как их избежать.
Те самые ошибки
1. Нет единообразия в оформлении
Стремитесь к единообразию в оформлении курсов. Если вы определили, что карусели в вашем курсе будут выглядеть «вот так», то на протяжении всего курса они «вот так» и должны выглядеть. Если это еще привяжется к контексту использования, то у пользователя сформируется шаблон, который поможет ему проходить ваш курс без лишних «спотыканий».
Если вы используете цветовые выделения для акцентов или специальные иконки для обозначения важных понятий — они должны оставаться идентичными на протяжении всего курса. Даже такие элементы, как форматирование текста (шрифты, отступы, интерлиньяж), должны быть унифицированы, чтобы поддерживать визуальную гармонию.

Пример использования в одном курсе 3 стилей иконок: плоских с цветом, 3D и просто контурных. Лучше выбирать что-то одно.
Единообразие в подаче материала помогает создать предсказуемую обучающую среду, что способствует эффективному изучению и позволяет пользователям сосредоточиться на содержании, а не на оформлении.
2. Слишком сложные механики и/или навигация
Избегайте сложных структур. Вложенные списки внутри самих списков и неочевидная навигация могут затруднить изучение курса. Если вы понимаете, что интерфейс будет непривычен пользователю, — предусмотрите подсказки или мини-обучение (как в мобильных приложениях).

Иногда лучше выбирать простые решения, которые облегчают понимание и использование курса, чем усложнять его без необходимости. Если вы, конечно, не хотите, чтобы ваш пользователь страдал.
3. Не учли «отклонения по маршруту»
Важно помнить, что ваше предположение о том, «как нужно» проходить курс, может не совпадать с реальным поведением пользователей.
Например, если вы думаете, что пользователь начнет с теории, а затем перейдет к практике, он может сначала захотеть ознакомиться с практическими заданиями или исследовать дополнительные материалы. В первичном сценарии могут быть не учтены такие отклонения, что приведет к путанице и сложностям в навигации.
Чтобы избежать этого, на этапе разработки полезно тестировать курс как в идеальном, так и в «свободном» вариантах прохождения. Например, попытайтесь пройти курс с середины или специально воспользуйтесь навигацией нестандартным образом.
Так вы сможете выявить логические разрывы и обеспечить гибкую навигацию. Кроме того, такой подход помогает найти и устранить баги, проверить кликабельность всех элементов и предусмотреть возможные отклонения в поведении пользователей, улучшая их общий опыт работы с курсом.
4. Не учли принципы считывания информации
При разработке образовательных курсов важно учитывать различные психологические и эргономические принципы для лучшего восприятия и усвоения материала. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Принцип близости
Элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные или принадлежащие одной группе. Это можно использовать для:
- группировки связанных текстов и изображений для улучшения их восприятия;
- размещения элементов интерфейса, которые относятся к одной функции, рядом друг с другом для упрощения навигации (например, кнопки «Вперед» и «Назад» при навигации по урокам).
Правило внутреннего и внешнего
Элементы, которые визуально или логически объединены (внутренне), должны быть отделены от несвязанных элементов (внешне). Это можно применять следующим образом:
- панель инструментов или меню должны быть визуально отделены от самого контента курса, чтобы не путать пользователей;
- секции с дополнительной информацией, например полезные ссылки или подсказки, можно визуально выделять, чтобы они не смешивались с основным содержанием.
Закон Фиттса
Он описывает, как затраты времени на перемещение к цели (например, клик мышью по кнопке) зависят от расстояния до цели и ее размера. В разработке курсов можно применять этот принцип так:
- важные и часто используемые элементы интерфейса, такие как кнопка «Начать курс» или «Ответить», должны быть достаточно крупными и находиться в легкодоступных местах экрана, чтобы облегчить взаимодействие;
- избегайте размещения мелких интерактивных элементов в углах экрана или на значительных расстояниях от основных зон активности пользователя.
5. Не учли открытие с разных устройств
Важно понимать, с каких устройств будут проходить курс пользователи. Если большинство будут использовать планшеты, например, оптимизируйте курс под размер экрана планшета (если вы работаете в Articulate Storyline).
Альтернативно, вы можете создать несколько версий курса для разных устройств в Articulate Storyline и подгружать нужную версию в зависимости от того, с какого устройства зашел пользователь. Но это увеличит сроки и стоимость разработки.
Можно принять компромиссное решение и использовать «среднее по больнице» — выбрать средний размер экрана, избегать слишком мелких элементов и выбирать оптимальные размеры шрифта и кнопок, которые будут легко читаться и нажиматься как на телефоне, так и на большом экране компьютера.
Однако, если нужно, чтобы курс прошли даже с бабушкиного телефона — отдавайте предпочтение лонгридам. Они изначально обладают встроенной адаптивностью, которая позволяет контенту автоматически подстраиваться под размеры экрана, будь то смартфон, планшет или компьютер. Только в случае с Articulate Rise учитывайте области обрезки под мобильные устройства у полноэкранных изображений.
Что дальше
Если вы хотите, чтобы ваши курсы действительно помогали учиться, а не путали и раздражали, стоит начать с малого — устранить эти пять ошибок.
Подходите к проектированию как к созданию удобной среды, где все работает на главную цель — обучение.
А если нужна экспертиза со стороны — мы в BTG Consult всегда рядом, подскажем и поможем 😉