← Вернуться назад

МЫ ЗДЕСЬ УЧИМСЯ И ИГРАЕМ!

  

Всем привет! Меня зовут Евгений Тимахов, я бизнес-тренер компании BTG Consult. Уже 11 лет я работаю в сфере обучения взрослых и понемногу занимаюсь гейм-дизайном. А еще я обожаю игры. В самых разных их проявлениях: настольные и компьютерные, семейные и хардкорные, активные и медитативные, развлекательные и бизнес-игры. О последних мы сегодня и поговорим.

Все чаще и чаще можно встретить разнообразные бизнес-игры, бизнес-квесты и бизнес-симуляторы. Их проведение зачастую значительно более ресурсоемкое, нежели проведение обучения в смешанном формате. 

Вопрос – стоит ли потраченных усилий потенциальный прирост в производительности сотрудников?

Ответим на него вместе!


ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ИГРА?

Мы видим дефис, а значит понимаем, что у определения «Бизнес-игра» есть как минимум 2 грани.

Если поискать определение бизнес-игры в интернете, то заметим нечто подобное:

«Метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей».

или

«Метод обучения сотрудников, предусматривающий проживание ими смоделированной ситуации, позволяющей сформировать необходимые профессиональные компетенции».

Если попробовать осознать эти определения, то получится, что под него попадают практически все инструменты практического обучения: кейсовое обучение, ролевые игры и даже диалоговые тренажеры. Во всех этих методах участники проживают определенные ситуации для того, чтобы получить прирост в эффективности.

🎮  ИГРА

Игра в своей базовой сущности – понятие, которое старше человечества. Ведь животные тоже с удовольствием играют в игры. Котята резвятся с клубком и носятся за лазерной указкой, лисята обожают нырять в свежий снег, а обезьяны и вовсе могут играть с предметами, используя это для изучения окружения. 

Для чего они это делают? Они тренируются или, говоря другими словами, – получают опыт. Этот опыт трансформируется в навык.
В нашей культуре, помимо получения опыта, игра также отличается еще несколькими характеристиками:

  • преодоление сложностей и получение награды. Очевидная вещь – награда должна быть соразмерна ресурсам, затраченным игроком. Под ресурсами можно понимать силы, время, риск и так далее. 
  • сеттинг. Если коротко, сеттинг – оболочка, упаковка, вовлекающие элементы. О нем можно подробно почитать в этой статье (ссылка). Иногда сеттинга может и не быть, тогда игра приобретает форму абстракции (крестики-нолики, например). А иногда, наоборот. Совмещение нового сеттинга со старой игрой часто рождает новую игру. Если на салки и прятки наложить сеттинг и ввести соответствующие правила, то получатся казаки-разбойники.
  • «точка фана». Пожалуй, это самая сложно объяснимая часть игры. Если коротко – «точка фана» подразумевает момент, когда игрок испытывает внезапные положительные эмоции. 777 на игровом автомате, хороший ход в шахматах, победа над соперником (реальным или виртуальным), момент решения головоломки. Они могут быть самыми разнообразными, но именно они помогают отличить игру от других видов деятельности.

📈 БИЗНЕС

На первый взгляд кажется, что сделать что-то интересное и эмоциональное «бизнесовым» сложно. На самом деле для того, чтобы бизнес получил выгоду от игры, достаточно лишь одного условия:


ИГРА ДОЛЖНА УЛУЧШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ.

Добиться этого можно разными методами: непосредственное применение определенных навыков в игре, сессии фасилитации, приводящие группу к ценным выводам/идеям или даже наблюдение за поведением других игроков. Всё это может позволить сотруднику увеличить свою производительность, а значит несет непосредственную пользу для бизнеса. Гипотетически, даже игра во всем известную «Монополию» может помочь развить некоторые навыки и сделать релевантные выводы, которые найдут жизнь в рабочих процессах.

 


ПОЧЕМУ БИЗНЕС-ИГРА ИНОГДА ЭФФЕКТИВНЕЕ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ?

    1. Уровень погружения.
      Игра вводит дополнительные условия для участников и способствует их большему погружению в учебный процесс. Это полезно, если на тренингах участники могут демонстрировать изменение поведения, но в рабочей обстановке отказываются применять новый навык по любым причинам.

    2. Симуляция оценки.
      Социально ожидаемое поведение при проведении оценки или ассессмента может оказать влияние на релевантность результатов. В бизнес игре участники чаще демонстрируют своё реальное поведение. Это происходит вследствие того, что надевать «маску социально-ожидаемого поведения» сложнее, так как они уже отыгрывают роль, заданную игрой.
      *Pieter Wouters; C. van Nimwegen; H. van Oostendorp; Erik D. van der Spek, Utrecht University “A Meta-Analysis of the Cognitive and Motivational Effects of Serious Games”, May 2013 | Journal of Educational Psychology 105(2):249

    3. Улучшенное когнитивное восприятие материала.
      Исследование на базе Бизнес-школы Денверского университета показало, что уровень фактических знаний участников, использующих игры в обучении, был выше на 11%, по сравнению с участниками классических тренингов. Оценка навыков и остаточных знаний также была выше – 14% и 9% соответственно. И, что важно, участники отмечали, что в игре они чувствовали себя более уверенными и мотивированными.
      *Traci Sitzmann, UC Denver Business SchoolA meta-analytic examination of the instructional effectiveness of simulation games”, May 2011 | Personnel Psychology 64(2):489 – 528

    4. Участники видят прогресс сразу же.
      Справился с заданием – получи призовое сокровище. Настроил производство на Марсе – смотри как растет цифра на счете. Выполнил цель – держи победное очко. Система поощрения в играх работает быстрее и эффективнее, участникам не нужно ждать экзамена или последующей оценке, чтобы оценить изменение своего поведения.

    5. Игры – это весело.
      Практически любая бизнес-игра, вне зависимости от её учебных целей, будет способствовать улучшению командного взаимодействия и созданию атмосферы доверия. Даже если игра безумно соревновательная.

 

 

 

ЧЕРЕЗ ЧТО ПРИДЕТСЯ ПРОЙТИ, ЧТОБЫ РАЗРАБОТАТЬ БИЗНЕС-ИГРУ?

  1. ❓ А это вообще надо?
    Определитесь с целью, которую требуется закрыть бизнес-игрой. Какие навыки она должна развить? Какие инсайты должны появиться у участников? Почему эти навыки и инсайты сейчас нужны бизнесу? Почему это не решается классическим обучением?

  2. 🧠 Если надо, давайте думать.
    С целью определились, теперь разрабатываем концепт. Концепт — это некая эфемерная схема взаимодействия игрока с ведущим (если он есть), игрой и другими участниками. На этом этапе рождаются базовые правила взаимодействия и основополагающие механики. Важно во время разработки концепта не уйти далеко от заложенных целей обучения.

  3. 🐲 А это будет про драконов?
    Когда нам понятны основы взаимодействия, мы можем добавлять игровые механики и сеттинг. Они могут быть взаимосвязаны и дополнять друг друга, а могут жить отдельной жизнью. В первом случае, мы получаем более глубокое погружение участников в игру, во втором – универсальность. Лучшие геймдизайнеры говорят, что в игре механики первичнее, и я не могу с этим не согласиться. В бизнес-игре именно они влияют на достижение цели и «точки фана».

  4. 🎮 Уже играем?
    Да, играем. И не один раз. На этом этапе важно протестировать игру максимальное количество раз, желательно на разной аудитории. Только так можно убедиться, что все заложенные смыслы работают правильно, механики позволяют достичь цели, а сеттинг этому помогает, а не мешает.

  5. 🖼️ А где картинки?                                                                                                                    
    На этом этапе игра приобретает ту форму, в которой её будут видеть участники. Визуал, звуковое сопровождение, тексты правил – все это оформляется только ближе к релизу.

  6. 🔥 А теперь-то уже играем?
    И да и нет. Серия финальных тестирований помогает найти недочеты в уже почти готовой игре. На этом же этапе помимо игры шлифуется «внеигровая» часть: дебрифинги, фасилитации и рефлексия. Все то, что помогает участникам трансформировать полученный игровой опыт и пользу.

  7. 🏆 Победа!
  1.  

 Резюмируя:

  • Игра – естественный процесс для человека, который уже давно является неотъемлемой частью культуры;
  • Бизнес-игра может быть гораздо более сложной и дорогой в разработке, но есть ситуации, где игровое обучение оказывается наиболее эффективным или вообще единственно применимым методом развития;
  • При разработке бизнес-игры важно уделять внимание и бизнесовой, и игровой составляющей. Помним про цели и «точки фана»;
  • Полноценное тестирование игры на разных этапах разработки – единственный способ убедиться, что все будет работать так, как надо.

← Вернуться назад