← Вернуться назад

Как оценивать цели и задачи по модели SMART

Что если мы скажем, что модель SMART нужна не для постановки целей? Свой взгляд и конкретные примеры использования этой модели предлагает HR компании BTG Consult Никита Пискун.

Все есть яд, и все есть лекарство — эту фразу можно произнести и в отношении инструментария HR и руководителей. Грамотный подход и использование того или иного механизма делают вашу работу легче, а работу бизнеса — эффективнее. Разбираемся на примере модели SMART.

Нас учат ставить цели по SMART неправильно

Представьте себе простую бытовую ситуацию: вы купили в магазине шкаф. Вы готовились к этому чудесному событию две недели: выбирали нужную модель, чтобы поместились все вещи, чтобы каждая полка была удобно расположена, чтобы он точно вписался в размеры, чтобы все было под рукой — идеально. Сборка от магазина? Да зачем? Шкаф-то вы и сами способны собрать! И вот наступает день доставки, вам привозят коробку.

Вы распаковываете ее, первым делом открываете инструкцию и читаете: «После того как вы соберете шкаф любым удобным способом, он должен быть: прямоугольным, два метра в высоту, один метр в ширину, с двумя открывающимися стеклянными дверцами в верхней части, с тремя выезжающими полками снизу и большой нишей. Искренне ваши, мебельная фабрика».

Все! Больше ничего. И ведь вы знаете, что шкаф действительно должен оказаться таким, вы такой и выбрали! Но как?

Какие эмоции вы бы испытали?

Именно такой подход многие компании предлагают своим новоиспеченным менеджерам в вопросе постановки целей и задач. В ежедневной рутине они слышат следующие примеры:

Возникает вопрос: достаточно ли точно менеджеры понимают, о чем речь?

Что такое модель SMART

Как и инструкция для шкафа из примера, — это набор критериев для проверки качества уже поставленной цели или задачи. Существует целый ряд интерпретаций и переводов акронима, но они все примерно об одном, поэтому приведу одну из самых распространенных.

Цель должна быть

Sspecific, конкретной, четко сформулированной;

Mmeasurable, измеримой, чтобы была возможность отслеживать прогресс;

Aachievable, реалистичной и в принципе достижимой;

Rrelevant, актуальной и значимой, имеющей смысл;

Ttime-bound, ограниченной во времени, с выставленным сроком.

Некоторая путаница (и возможная причина неверного использования техники в действительной работе с целями и задачами для подчиненных) спрятана во фразе «для проверки качества». Ведь чтобы проверить что-то, нужно это что-то сначала сделать.

SMART не помогает поставить цель. SMART позволяет проверить уже поставленную цель на соответствие своим критериям, то есть на «правильность».

В итоге для целеполагания здорового человека, которое будет вести к результатам бизнеса, а не к неприятным диалогам, необходимы как минимум два шага:

  1. Поставить цели и задачи, использовав любую комфортную технику постановки целей и задач.
  2. Проверить написанное (или сказанное, или продиктованное, или, на худой конец, только задуманное) на «правильность», использовав SMART в качестве трафарета: приложить критерии и оценить, достаточно ли четко, измеримо, достижимо, релевантно получилось, и не забыт ли дедлайн.

Как модель SMART делает цели и задачи проще

После использования этой простой схемы цели и задачи начинают играть новыми красками в самых разных сферах: от очень личных до больших корпоративных.

Пример личной цели

Я пойду в спортзал в пятницу первой рабочей недели в новом году, чтобы купить абонемент и сбросить как-то найденные за время новогодних праздников семь лишних отметок на весах к 1 апреля.


Не только соответствует всем пяти критериям, но и не дает ни единого шанса схитрить.

Пример корпоративной цели

К концу 2030 года в компании должны в 90% случаев привлекать лучших специалистов на рынке в соответствии с действующими моделями компетенций.

Созданы условия для их регулярного развития (оценка от сотрудников не ниже 70% в соответствующем пункте опросника eNPS) и сохранения в компании (средний eLTV в компании +15%) через качество процессов (средний показатель скорости прохождения внутренних процессов -15% в рабочих днях) и корпоративную культуру, поощряющую инициативу и здравый смысл (оценка от сотрудников не ниже 70% в соответствующем пункте опросника eNPS).


Выглядит несколько объемно, зато практически полностью исключает ошибки трактовок и может смело использоваться для пятилетней стратегии по направлению HR.

Вместо итогов

Тезис 1

Каждый инструмент хорош на своем месте и в своей роли. Как в той шутке про микроскоп, которым по гвоздям лупили.

Тезис 2

«Everything should be made as simple as possible, but not simpler» (c) цитата, приписываемая Альберту Эйнштейну. Ее можно перевести как «все должно делаться как можно проще, но не проще простого».

Качественная постановка целей будет требовать много ресурсов: времени, внимательности и дисциплины. Но без таких целей результативность так и останется в зоне неопределенности.


Более подробно о постановке и оценке целей и задач рассказываем в электронных курсах «Эффективный менеджмент» и «Эффективный менеджмент 2.0».

← Вернуться назад