digest
btg

ВЫПУСК
АПРЕЛЬ 2023
Growth mindset
Критическое мышление
Принятие решений
СОДЕРЖАНИЕ
краткое саммари
В этом выпуске дайджеста мы приведем обзор и ссылки
на исследования различных типов мышления и способности принимать решения.
Люди, обладающие growth mindset (мышление роста), верят, что успех и достижения не определяются врожденным талантом и способностями, а изменяются со временем, когда человек прилагает определенные усилия, занимается своим развитием.
Исследования подтверждают, что мышление роста улучшает физическое и психическое здоровье, когнитивные способности.
Обучение сотрудников мышлению роста внутри компании влияет на инновационность и оптимизацию процессов.
Важно развивать в себе навыки критического мышления, которое дает возможность грамотно руководствоваться логикой и контролировать первичные эмоциональные реакции. Для развития этого навыка рекомендуют начать с использования двух техник: 5W+H и IMWAIN.
При принятии решений вредно отказываться от эмоций. Оказывается, что наиболее рациональные решения принимаются под влиянием эмоций, основанных на предыдущем негативном или позитивном опыте.
Исследования подтверждают, что на принятие решений сильно может повлиять группа, т. к. люди в большинстве своем склонны к конформному поведению. Существует три типа поведения в ситуации неопределенности: исследователи (ищут новое), эксплуататоры (адаптируют старое) и амбидекстры (комбинация стратегий). Оказалось, что именно третья стратегия наиболее эффективна.
Повышенная тревожность, следование привычному пути и повышенная конформность снижают уровень внимания и концентрации на проблеме.
Growth mindset
Growth mindset

Growth mindset — тип мышления, который опирается на развитие личности каждого. Успех и достижения — не определяются врожденным талантом и способностями, а изменяются со временем, когда человек прилагает определенные усилия, занимается своим развитием.

В противовес growth mindset — мышлению роста — говорят о fixed mindset — фиксированном мышлении. Оно основано на идее, что все зависит от врожденных качеств, способностей, талантов и изменить ситуацию трудно.

Теорию о разном мышлении выдвинула профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк. В своих исследованиях она опирается на данные о нейропластичности, которая играет большую роль не только в построении карьеры, но и в повседневности.

Люди с мышлением роста:
  • верят, что можно стать лучше и сильнее благодаря работе над собой;
  • считают, что ошибки способствуют развитию и росту личности, воспринимают их как этап, а не как повод остановиться;
  • позитивно относятся к трудностям и испытаниям, принимают вызовы с радостью и азартом.
Исследования указывают на взаимосвязь между исполнительными функциями и установкой на рост. Согласно исследованиям, чем больше развиты исполнительные функции, тем лучше идет процесс базовой обработки информации, категоризации данных. А еще люди с развитыми исполнительными функциями иначе относятся к неудачам и ошибкам.
мышление роста в обучении и повседневности
В Колумбийском и Стэнфордском университете проводили эксперименты по восприятию работы интеллекта среди школьников. Им рассказали, что интеллект изменяется, развивается сообразно приложенным усилиям, и что это не "конечная точка" природной одаренности. В результате дети стали учиться более прилежно, лучше относиться к самому процессу получения новых знаний. Ученые отметили повышение уровня мотивации и улучшение успеваемости, особенно в области математических и естественных наук.

Также отмечено, что студенты, владеющие мышлением роста, гораздо охотнее берутся за сложные задачи, прилагают больше усилий для обучения и относятся к неудачам как к части процесса. При этом они ориентированы на академические цели, уровень успеваемости постоянно растет.

Исследования среди взрослых людей подтверждают, что мышление роста способствует здоровому старению: замедляет процессы увядания, укрепляет дух.
Известно, что установка на рост у взрослых так же коррелирует с широким кругозором, желанием обучаться, гибкостью ума и высокой мотивацией, как и в случае детей и молодежи.
мышление роста и здоровье
Установка на рост — отличный способ улучшить эмоциональное состояние человека, уменьшить тревогу, справиться с разочарованиями, укрепить дух, не спасовать перед трудностями и поставить свои интересы во главу угла.

Согласно исследованиям, даже онлайн-урок длительностью в полчаса улучшает состояние людей, которые страдают от тревоги и депрессии.

Другие исследования показывают обратную зависимость: чем четче выражена установка на рост, тем меньше проблем с ментальным здоровьем испытывает человек.
поощрение мышления роста в компаниях
Согласно гарвардским исследованиям, в компаниях, где такой тип мышления приветствуется, почти половина сотрудников горды местом работы и верят в то, что их деятельность касается внедрения инноваций.

Разница между мышлением роста и фиксированным мышлением заметна уже на этапе приема сотрудников на работу: в компаниях, ориентированных на фиксацию, большое внимание уделяют прошлым достижениям, а там, где ориентируются на рост, обращают внимание на потенциал, готовность учиться, на индивидуальные особенности специалиста.

Также выявлено, что сотрудники, обладающие мышлением роста, склонны к оптимизации процессов, поиску новых стратегий путей развития и достижения целей. Они уверены в своих силах и способностях и стремятся постоянно улучшать навыки.
какое мышление у вас?
Если вы верите в развитие как результат проделанной работы, вы обладаете мышлением роста. Если же вы склонны полагать, что ваши интеллект и способности такие, какие есть, вы — адепт фиксированного мышления.
моделируем ситуацию
ПРИМЕР 1


Вы справились со сложным тестом и делитесь успехом с близкими. Какой
комплимент вам хотелось бы от них услышать:
1. Ты такой умный / такая умная!
2. Ты проделал/(-а) такую невероятную работу!


Первый ответ — показатель фиксированного мышления. Люди, выбравшие его, ценят таланты, данные природой, выше, чем работу над собой. Поэтому похвала за ум им приятна и близка.

Второй — ориентирован на мышление роста. Такие люди горды проделанной работы и фокусируются именно на этом, ведь благодаря ей они достигли желаемого. Поэтому, получив комплимент по поводу приложенных усилий, они обрадуются.

моделируем ситуацию
ПРИМЕР 2


Если вам что-то не очень понятно, задаете ли вы много вопросов?

Чем больше вопросов, тем выше ориентации на мышление роста. Вопросы в данном случае выступают маркером желания узнать больше, пытливости, любопытства — это как раз про тех, кто хочет расти.

Отсутствие вопросов или их малое количество отчасти может трактоваться, как нежелание узнать что-то новое для себя, а отчасти как страх продемонстрировать, что вы не такой эксперт в теме беседы.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
критическое
мышление
Навык критического мышления помогает принимать решения с учетом максимально доступного количества фактов. Оно — баланс между податливостью и полной конформностью — с одной стороны и цинизмом и излишней критикой — с другой.

Об определении критического мышления спорят уже несколько десятков лет. Например, Дж. Дьюи акцентирует внимание на рефлексии, поиске подтверждений или опровержений сказанному.

Критически мыслящие люди любознательны, стараются узнать максимум информации, они беспристрастны, придерживаются широких взглядов. Они рассудительны и готовы скорректировать свое мнение, если появляются новые значимые факты. Они рациональны, настойчивы и ясно излагают мысли.
зачем нужно критическое мышление

Чтобы сохранить себя в бесконечном информационном потоке и не стать жертвой манипуляций.

Чтобы иметь успех в переговорах, уметь грамотно подкрепить аргументами свою позицию.

Чтобы принимать нестандартные решения, адаптироваться к сложным ситуациям и новым вызовам.

Критическому мышлению обучают в школах с 30-х годов 20 века.
Исследования показали улучшение успеваемости учеников, повышение эффективности и мотивации к обучению.
В мире бизнеса высоко ценятся сотрудники, которые умеют смотреть на задачи с разных точек зрения, имеют непредвзятый взгляд на факты, анализ информации, контекста и умение принимать верные решения.

Критическое мышление способствует решению многосложных задач, как в работе, так и в повседневности. Это возможность грамотно руководствоваться логикой и контролировать первичные эмоциональные реакции. Критически мыслящие люди лучше проявляют себя в исследовательской деятельности.

Благодаря критическому мышлению люди становятся счастливее, так как принимают наилучшие для себя решения. Они более склонны к рефлексии, размышлениям, поиску объективных знаний.

Однако важно отметить, что критическое мышление — не ключ от всех дверей. В ситуации недостатка информации оно мало поможет. Сложно сомневаться, когда не знаешь, в чем именно нужно это делать.
Для начала рассмотрим, какие навыки включает критическое мышление:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
АНАЛИЗ
ОЦЕНКА
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
ОБЪЯСНЕНИЕ
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
Существует несколько методик, которые помогают развить эти навыки.
5w+h
Эта методика включает 6 вопросов, благодаря которым запускается процесс анализа:
Что произошло?
Почему это произошло?
Кто об этом сообщил?
Где это случилось?
Когда произошло?
Как это произошло?
Возьмите любую новость и задайте эти вопросы по отношению к ней. Если вам удастся найти все ответы, можно с высокой долей вероятности верить этой информации.
imwain
Этот метод показывает свойства, которые присущи надежному источнику информации.
Independent независимость
Кто является источником информации? Получит ли выгоду источник от распространения новости? Если да, что это будет и почему?
Multiple
множественность
Есть другие источники, где говорится то же самое? Есть источники, которые опровергают эту новость? Если источник один, почему? Если источников несколько, насколько они связаны и почему?
Verify
проверка
Предоставил ли источник доказательства своих слов?
Authoritative/Informed авторитет и информированность
Авторитет и информированность. Почему источнику можно верить? Откуда он знает о том, что сообщает? Если не был на месте лично, откуда получил информацию?
Named
наименование
Как подписан источник? Сможете найти его в интернете? Он появлялся раньше? Если не сможете найти его, как это повлияет на доверие к изданию, которое сообщило новость?
Этот метод предполагает проверку именно источника, а не фактов, которые содержатся в сообщении. Если вам сложно дать ответ на два или более вопроса, отнеситесь к источнику настороженно.
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ФИЗИОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
О концепции принятия решений многие слышали с точки зрения теории триединого мозга Маклина, появившуюся в конце 60-ых годов прошлого века. Согласно этой теории, мозг состоит из трех частей:
Отвечает за жизненно-важные функции.
Здесь обрабатываются эмоции, формируется долгосрочная память и поведенческие паттерны.
Отвечает за разум, сознание, речь.
Недостаток этой теории в том, что все эти системы развивались вместе, поэтому анализировать какую-то одну, в отрыве от остальных, не совсем верно. Следующую распространённую концепцию принятия решений разработал нобелевский лауреат Даниэль Канеман — концепция систем:

Эмоциональная система принятия решений — автоматические реакции, высокая скорость,

Бессознательное; рациональная система — медленная, целенаправленная.
Обе системы имеют свои плюсы и минусы. Эмоциональная система позволяет быстро обрабатывать большой объем информации, она срабатывает автоматически и порой приводит нас к нерациональным поступкам. Второй же системе нужно больше времени для обработки данных, при этом контроль над ней выше.

В 2014 году профессор Шиммак проверил исследования и выяснил, что большинство исследований, которые взял Канеман для книги имели недостаточный индекс воспроизводимости.
Это значит, что теория может быть неверна и однозначно имеет пробелы.
Наука, которая занимается процессами принятия решений, называется нейроэкономика. Она находится на стыке психологии, экономики и различных сфер изучения работы мозга. Она подходит к принятию решений комплексно, многоуровнево.
За принятие решений ответственны 3 системы:

  • вентромедиальная кора — отвечает за восприятие происходящего и формирование памяти;
  • миндалевидное тело — контролирует эмоции;
  • поясная кора — включается в работу в условиях неопределенности.
А. Бешар дополняет этот подход еще двумя системами:

  • импульсивная — относится к миндалевидному телу, отвечает за сиюминутные эмоции, такие как боль, удовольствие и другие;
  • рефлекторная — ориентир на последствия принимаемых решений.
Импульсивная система активна непосредственно в момент выбора, она работает аффективно, тогда как рефлекторная система построена на процессах оценки, прогнозировании, рефлексии. В течение дня мы принимаем в среднем 35000 решений и каждый раз наш мозг обрабатывает информацию комплексно, основываясь на эмоциях, что мы испытываем в данный момент, пережитом опыте, текущих условиях и вероятных последствиях.

Именно поэтому в моменты неопределенности мозгу очень сложно адаптируется: ситуация стремительно меняется, появляются новые вводные. На это тратится большое количество энергии, решения даются тяжело, особенно те, что повлекут большие изменения, будь то смена работы или переезд.


РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
Существует мнение, что наиболее оптимальные решения люди принимают исходя из рационального. Однако современные исследования опровергают это мнение.* Игнорирование эмоциональной составляющей приводит к тому, что решения становятся ошибочными, менее полноценными. При этом отделить рациональное восприятие от эмоционального крайне сложно, поэтому с точки зрения нейроанатомии такие попытки малоэффективны.

Исследования пациентов с двухсторонним повреждением орбитофронтальной коры показали, что такие люди сталкиваются с трудностями в принятии решений, они часто ошибаются, и решения, которые поначалу кажутся верными, в итоге приводят к краху, например, к разрушению отношений с близкими или большим финансовым потерям.

*Pfister, H., & Böhm, G. (2008). The multiplicity of emotions: A framework of emotional functions in decision making. Judgment and Decision Making, 3(1), 5-17. doi:10.1017/S1930297500000127

Выяснилось, что люди с подобными нарушениями теряют способность к обучению и больше не могут ориентироваться на прошлый опыт, что ведет к повторению ошибок. При этом задачи, которые не требуют эмоционального вовлечения, даются им без труда. Также наблюдения показали, что чрезмерная рациональность в принятии решений ведет к иррациональному поведению.*

Эмоции – важная часть принятия решений. Наиболее рациональные решения принимаются под влиянием эмоций, основанных на предыдущем негативном или позитивном опыте. Из исследований следует, что человек снова и снова может принимать невыгодные решения, не испытывая эмоций от предыдущего неудачного опыта.

*Ключарев В.А., Шмидс А., Шестакова А.Н. Нейроэкономика: нейробиология принятия решений // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 14–35.

взаимодействие с группой
В 1951 году С. Аш проводил эксперимент со студентами. Он дал им задание сравнить две карточки, где были изображены три линии, и сказать, какая из линий на второй карточке короче, чем на первой.

Испытуемый отсматривал 18 пар карточек и отвечал на вопрос для каждой пары. Опрос проводился в группе, студент каждый раз давал свой ответ последним из присутствующих. Первые два круга карточек все было в порядке, однако при демонстрации третьей пары карточек члены группы стали давать неверные ответы, что приводило студента в замешательство.

Было отмечено, что при ответе, который идет вразрез с мнением группы, человек испытывал сильный дискомфорт. В итоге 75% участников эксперимента соглашались с мнением большинства, даже если это шло вразрез с реальностью — настолько важно было соответствие "принятым" внутри группы нормам.

Это исследование — отличный образец конформного поведения. В последующие годы эксперимент повторялся со схожими результатами, что привело ко мнению о взаимосвязи механизмов влияния социума с механизмом обучения с подкреплением. Конформное поведение оценивается как важный механизм адаптации в группе и приспособления в процессе эволюции.
период неопределенности
Известно, что люди избегают необоснованных рисков и стараются не принимать решения в условиях недостатка данных или неполного понимания ситуации. Это относится как к положительным, так и к отрицательным рискам. Исследования показывают, что люди откладывают принятие решения, пока вероятность положительного исхода не достигает двукратного превосходства над вероятностью проигрыша. Такой феномен называют "неприятием потерь".
Когда информации для принятия решений недостаточно, люди действуют исходя из индивидуальных особенностей островковой коры головного мозга. Те, у кого активность этого участка повышена, принимают более рискованные решения. При этом люди, у которых активность островковой коры достигает наиболее высоких показателей, напротив, избегают рисковать, даже если предполагаются большие потери.
Они же склонны к невротическим проявлениям.
Столкнувшись с неопределенностью, люди часто пытаются собрать побольше информации для принятия наилучшего решения. При поиске дополнительной информации людям требуется отказаться от получения "вознаграждений" в моменте, так как необходимо сосредоточиться на иных процессах. Такая ситуация носит название "исследователь — эксплуататор".

"Исследователи" склонны концентрироваться на новых вариантах разрешения ситуации, экспериментируют. "Эксплуататоры" же ориентируются на готовые решения и оттачивают уже пережитый опыт, отстраивая его в соответствии с ситуацией. Люди, которые используют оба этих подхода, называются "амбидекстрами", и это — идеальное сочетание для выживания, адаптации и принятия наилучших решений в любой ситуации. Существует, например, исследование молодых бизнесов, которое показало, что приверженцы только "исследовательского" типа принятия решений не выдерживают конкуренции на рынке.

как принимать решения в период неопределенности?

При принятии решения принимают в расчет всю информацию, что имеется, даже если она обесценивает цель, авторитетные источники, экспертные мнения, возможные потери и профиты от ситуации, оценку положения другими людьми, собственные оценочные суждения.

По мнению ученых Джаниса и Манна повышенная тревожность, следование привычному пути и повышенная конформность снижают уровень внимания и концентрации на проблеме. Они разработали бланк, заполнив и проанализировав который, людям легче будет принимать решения.*

Также для принятия решений важно составлять план действий — это стабилизирует и успокаивает. Однако в ситуации неопределенности оценить предстоящие события становится трудно, поэтому обычная стратегия поведения тут не работает.

* I.Janis,L. Mann. Decision making: Psychological theory of choice, conflict&commitment, 1977

выделяют 4 уровня неопределенности
Здесь решения принимать не так сложно, на глобальном уровне просчитать ситуацию возможно и привычные действия пока работают.
Здесь работает принцип множественных сценариев разной степени вероятности. На этом уровне с помощью анализа можно распределить возможные исходы и составить план действий для каждого с учетом уровня неопределенности.
На этом уровне возможно выделить до пяти возможных вариантов развития событий и сосредоточиться на наиболее вероятных из них.
Ситуация, при которой делать внятные прогнозы практически невозможно — результат непредсказуем.
Если вы попали в ситуацию уровня 4, важно не паниковать и не опускать руки. Наиболее верная стратегия — максимально сфокусироваться на анализе тех данных, что у вас есть, расставить приоритеты, сосредоточиться на известных фактах. Как правило, такая степень неопределенности встречается редко, а события имеют свойство обрастать новыми фактами, а значит — переходить на предыдущие уровни, где составление конкретной стратегии уже возможно.
Для принятия решений в условиях неопределенности рекомендуют использовать подход на основе стратегии наименьшего проигрыша:

• Изучить все возможные допущения и предположения о том, что произойдет, если принятое решение будет неверным.
• Разработать действия, которые защитят вас в случае, если решение окажется неправильным.
• Продумать коррективы, которые вы могли бы внести в соответствии с новыми знаниями.

анализ способности принимать решения
Один из наиболее популярных инструментов — игра "Ультиматум". С ее помощью устанавливается баланс между рациональной и эмоциональной составляющими.

Один игрок делит некую сумму пополам и предлагает долю второму. У второго есть возможность отказаться, например, если распределение средств кажется ему несправедливым.

Получается, что перед вторым игроком стоит выбор: принять сумму или отказаться от нее. В случае отказа денег лишаются оба.

По практике игры чаще всего первый игрок предлагает второму 50% от имеющейся суммы. Доля ниже 20%, как правило, отклоняется, даже если она выше той суммы, что в жизни ежемесячно имеет второй игрок.


Такое поведение нерационально, ведь даже небольшая сумма — это лучше, чем ничего, однако здесь явно прослеживается конфликт между рациональным и эмоциональным поведением. Рациональным решением в данном случае было бы принять сумму. Однако эмоции подсказывают, что 20% и ниже — это несправедливо, поэтому человек отказывается от денег вообще.
Ученые исследовали также влияние внешних факторов на ситуацию с распределением средств. Например, после просмотра драмы количество отказов увеличивалось, тогда как эмоционально нейтральные фильмы или комедии не влияли на решение подобным образом.*

* Sanfey A. G. and Chang L. J. Multiple systems in decision making // Annals of the New York Academy of Sciences. 2008. № 1128. P. 53–62.

при приеме на работу
Пример оценки способности принимать решения — список вопросов, которые задают кандидатам при приеме на работу.
Кандидату предлагают несколько ситуаций, просят принять решение в каждой из них и объяснить его. Далее, во время испытательного срока, сотруднику так же предлагают задачу, где ему необходимо будет принять то или иное решение.
Здесь речь о способности действовать в условиях стресса. Рекомендуют смоделировать реальную стрессовую ситуацию и проанализировать реакцию потенциального сотрудника на обстоятельства. С большой вероятностью, если человеку удается справиться на начальном этапе, далее тоже все будет успешно.
Ответ на этот вопрос покажет, насколько человек может адаптироваться, готов ли он учиться, справляться со сложностями, разрабатывать новые стратегии действий в различных ситуациях.

Компания Picked представила свой тест для оценки способности принимать решения. Потенциальному сотруднику предлагают ситуации из реальной практики с несколькими вариантами решений.

Данный тест помогает оценить способность человека работать в стрессовой ситуации, взаимодействовать с командой, грамотно распределять задачи во времени.

Люди, которые набирают высокие баллы, показывают, что пользуются не только логикой, но и являются хорошими аналитиками и обладают хорошо развитым критическим мышлением. Это значит, что решения, которые они принимают в процессе работы, с большой долей вероятности будут наиболее удачными и эффективными.